Четыре курорта Японии
Если коротко, то Япония горнолыжная это мягкие малолюдные трассы, лесное катание, много снега и широкие лыжи в прокатах. А главное постоянное ощущение комфорта, дружелюбия и одновременно ненавязчивости, уважения чужого личного пространства. Очень, знаете-ли, приятное сочетание, впечатление от которого нисколько не портят несовременные подъемники, установленные в 70-х 80-х гг. прошлого века, когда страна переживала горнолыжный бум. В те времена на островах было построено почти 600 курортов, часть из них сейчас закрыта.
До этого путешествия я считал, что горнолыжная Япония находится за пределами реальных финансовых возможностей среднего российского горнолыжника. Как выяснилось, это не совсем так. Нет, конечно, девятичасовой перелет не может стоить столько же, сколько и рейс в знакомые многим горнолыжникам Мюнхен или Милан. А вот затраты на проживание-питание-катание выдерживают сравнение с аналогичными затратами в поездке в Австрию или Италию. И если продумать свою поездку, то десятидневное путешествие в Японию обойдется далеко не в ту сумму, которую с вас хотят получить туристические компании за недельный тур.
Но сначала я попытаюсь отговорить вас от этого путешествия. Прежде всего, не нужно планировать поездку в стиле на недельку, тушенку и водку везем с собой, только покататься. На мой взгляд, Япония настолько многогранна и необычна, что помимо катания надо обязательно запланировать и знакомство хотя-бы поверхностное, и с другими сторонами жизни этой страны. А раз так, то и траты вырастут. Знакомые многим Австрия и Италия для кошелька гораздо менее вредны.
Еще одно ограничение не рассчитывайте найти здесь жесткие до звона трассы их не будет. И если вы относитесь к числу страстных любителей спортивных лыж и леденистых склонов, лучше направить носки своих лыж в другие места. Здесь мягко.
Курорты в Японии небольшие. Мы покатались на трассах четырех курортов. Три на о. Хоккайдо: это Фурано 50 км трасс, Русуцу 42 км трасс и Нисэко 44,5 км трасс и Аппи Коген на о. Хонсю 45 км трасс. Так что если говорить о километраже трасс, то в сумме эти четыре курорта вчистую проигрывают Трем Долинам, не говоря уже о Доломиты Суперски. Не за километражем подготовленных склонов сюда имеет смысл лететь, хотя подготовка трасс здесь практически идеальная, а ночные снегопады делают их мягкими и очень комфортными для коленей. Замечу, что в последние годы мы и в Альпах предпочитаем небольшие курорты, где нет толп на подъемниках и толчеи на склонах. Нам кажется интереснее обкатать за одну поездку два-три курорта, чем жить в одном месте. Тем более, что от одного курорта Японии до другого порядка часа полутора езды на автобусе. Впрочем, кому как, мое дело предупредить.
Нисэко, Фурано и Русуцу это три основных и хорошо известных японским любителям горнолыжных курорта на о. Хоккайдо. Нисэко это общее название четырех довольно разных курортов. Это мощный курорт Niseko Grand Hirafu и лыжные центры Niseko Village, Niseko Hanazone и Niseko Annupuri, часть из них объединяют несколько зон катания. Плюс ещё одна зона катания Moiwa, которая не включена в общий ски-пасс. В каждой из зон есть и свой локальный ски-пасс, дешевле общего, а кое-где и ски-пассы на три или пять часов. Grand Hirafu это один из самых крупных японских горнолыжных курортов, который больше похож на курорты Европы, с поправкой на то, что это Япония. Городок достаточно большой, здесь множество отелей и апартаментов самых разнообразных стилей от классического до модернистского. Здесь наиболее широкое разнообразие трасс и лесного катания, есть и освещенные в вечернее время склоны. Мы жили и катались в Niseko Village, но из-за погоды нам не удалось выполнить обязательную программу, то есть, полюбоваться на хорошо видный со склонов красивый вулкан Йотэй. Между отдельными курортами Нисэко постоянно бегают шаттлы, так что можно, живя в одном месте, покататься везде.
В часе езды от Нисэко расположен еще один популярный среди иностранцев горнолыжный курорт Русуцу. Кроме обязательного набора катание, онсэны и караоке здесь есть и другие виды развлечений: катание с горок на ватрушках, снежный рафтинг катание на надувной лодке за снегоходом, прогулки на снегоходах и собачьих упряжках, весьма солидный торгово-развлекательный комплекс с кучей ресторанов на первых двух этажах громадного отеля Rusutsu Prince Hotel, игровые залы и крытый бассейн с искусственными волнами (он, правда, довольно мелкий в основном для детей, которых здесь много). Этот курорт я поставлю на второе место по разнообразию катания после Нисэко: здесь две зоны катания, соединенные монорельсовой дорогой и канаткой с небольшими кабинками, широкие возможности для лесного катания и хорошо подготовленные трассы. А еще здесь нашелся склон специально для любителей Чегета: очень крутой и весь в буграх, но достаточно короткий, во-первых, а во-вторых, его можно комфортно объехать по довольно пологой гладкой трассе. Именно в Русуцу мы, кстати, встретили несколько групп райдеров из разных стран и немного покатались с гидом из Великобритании.
Третий горнолыжный курорт о. Хоккайдо, на котором мы отметились Фурано, самый японский, уютный и спокойный из трех. Это относительно небольшая тихая деревушка с традиционными развлечениями, которые дополняют катание на горных лыжах и сноубордах. Мне здесь очень понравилось: трассы с разнообразным рельефом, в верхней части очень приятный для катания лес и просторный склон для внетрассового катания, к которому нужно пройтись пешком от верхней точки подъемника, а в нижней части просторные малолюдные склоны, где можно как следует покарвить. Возможно, свою роль сыграла погода: здесь было яркое солнце, голубое небо и свежий снег на лесных склонах, мы получили мягкое катание на любой вкус. Я бы сказал, что это курорт для любителей горных лыж среднего возраста семейного или не слишком громкого отдыха. Хотя молодежи тоже хватает.
Аппи Коген на о. Хонсю еще один японский, в смысле основной массы катающихся, курорт. Здесь отмечу три момента. Первый есть длиннющая зеленая трасса, идущая с самой вершины, что позволяет даже новичкам посмотреть на мир с высоты и спуститься на лыжах. И при этом здесь очень неплохой выбор трасс выше средней сложности плюс, естественно, лесное катание. Второй очень классный онсэн, расположенный отдельно от отелей. Сидишь в горячей минеральной водичке, любуешься заснеженным лесом, а на макушку ветер подсыпает снег Катание здесь тоже и разнообразное, и мягкое, и просто классное. Есть еще один момент: снег здесь немного более влажный, чем на курортах о. Хоккайдо, он ближе к снегу Красной Поляны.
У тех курортов, на склонах которых нам довелось покататься, есть одна общая черта. Горы в Японии похожи на вулканы: чем ближе к вершине, тем круче. В нижней части курортов постепенно выполаживающиеся склоны, а в верхней части склоны более крутые, черные и красные трассы. И если в компании есть не слишком уверенно катающиеся люди, им здесь будет очень комфортно: малолюдно, полого, мягко, и в любой момент можно быстро съехать в отель (на каждом курорте есть отели ski in ski out), отдохнуть, выпить кофе, перекусить и расслабиться в онсэне или небольшом аква-комплексе. Да и хорошо катающимся тоже неплохо: выложившись на более сложных трассах, к отелю свистишь уже расслабленно.
Еще одна особенность всех четырех курортов снег. Он легкий и сухой, и выпадает его много. Настолько много, что здесь редко увидишь снежные пушки, поскольку природного снега вполне достаточно. Много это до 24 метров за сезон. Откуда берется столько снега: холодный ветер из Сибири пересекает Японское море, воздух быстро нагревается и насыщается влагой. Встречаясь с гористой цепью Японских островов, воздушная масса вынуждена подниматься вверх, охлаждаясь и отдавая накопленную влагу в виде снега. Обычно на курортах о. Хоккайдо (их тут больше сотни) выпадает метров восемь девять, и толщина снежного покрова на склонах и в лесу порядка трех метров. Мы были почти в начале сезона, и только на одном курорте снег был раскатан сотрудники жаловались, что уже неделю не было снегопада, он начался сразу же после того, как мы оттуда уехали. На остальных трех курортах мы попали в снегопад и окрестностей рассмотреть не удалось, а на двух курортах еще и верхние трассы были закрыты, из-за сильного ветра не работали подъемники, ведущие на макушку горы. Что-ж: горнолыжник должен быть философом. Но комфортного и трассового, и лесного катания нам все равно хватило.
И не только нам: везде довольно много австралийцев, встречали нескольких норвежцев и французов, ну и китайцы тоже есть. Но основное народонаселение курортов это, конечно, японцы. Наиболее японские курорты из четырех это Фурано на о. Хоккайдо и Аппи Коген на о. Хонсю. В нашем отеле в Аппи Когене кроме нас было еще две небольшие группы иностранцев по три четыре человека из Норвегии и Финляндии, все остальные катальщики были японцами. А вот в Нисеко и Русуцу полным-полно австралийцев, многие из которых вываливаются из самолетов в шортах и шлепках закаленные ребята!
Комфортно здесь кататься и по причине мягкого свежего снега, который выпадает почти каждую ночь, и потому, что здесь невысоко: высшая точка подавляющего большинства курортов Японии редко достигает высоты 2000 м. При этом температура в нижней части склонов была порядка -10 градусов, так что ни корки, ни закатанных до льда проплешин мы не видели. Благодаря отсутствию резких перепадов температуры снег здесь очень однородный, не видели мы слоев с различной структурой, хотя и честно пытались закопаться поглубже. Впрочем, ледяных проплешин нет и еще по одной причине: здесь реально мало катающихся. Видимо, именно поэтому владельцы курортов не видят смысла заменять подъемники 70-х 80-х гг. выпуска на боле современные и скоростные: если нет очередей, зачем?
Среди японцев довольно много хорошо катающихся любителей. Причем они катаются и в классическом стиле, и в резаном ведении. Судя по тому, что некоторые трассы не ратрачат, и там накатаны бугры, любят они не самое простое катание, в том числе и могул. Так что здесь есть места для любителей самых разных стилей катания.
Практически везде есть вечернее катание по освещенным трассам. И тут вы оказываетесь перед сложным выбором: или покататься, или порелаксировать в онсэне традиционном японском водном комплексе с минеральной водой из горячих ов, которые тоже есть везде. Впрочем, в онсэн можно отправиться и после обильного ужина. Главное не переусердствовать: порции в кафе могут оказаться весьма серьезными, и потом не захочется никуда, мы пару раз предпочли просто поваляться в кровати, любуясь снегопадом за большим окном.
Замечу в скобках, что, если хочется посмотреть как можно больше курортов, это сделать довольно просто. Многие курорты расположены в часе езды друг от друга и их связывает регулярное автобусное сообщение. При желании можно хоть каждый день перебираться с одного курорта на другой. Если не лень собирать и разбирать сумки, конечно, но к этому привыкаешь уже на второй день.
Нужно обязательно отметить дружелюбие и гостеприимство персонала отелей, подъемников, ресторанов везде мы встречали радушный прием и искреннее любопытство. Причем все разговоры начинались с вопроса: Откуда вы? А у вас сейчас холодно? И искреннее удивление, когда выяснялось, что в Японии сегодня намного холоднее, чем в Москве.
Добраться до всех курортов быстрее всего на самолете (возьмите на заметку: если вы летите из Москвы на рейсе Japan Airlines, то местные перелеты из Токио в один из ближайших к курортам аэропортов бесплатны, за исключением сборов), а затем на автобусе. С багажом проблем нет: на JAL лыжи или сноуборд летят бесплатно, плюс два места багажа по 23 кг. Любопытно, что жидкости на борт проносить можно: в аэропортах есть специальные анализаторы, которые безошибочно чуют, что у вас ничего вредоносного во фляжке или бутылке нет.
Можно выбрать вариант с быстрым переездом на синкансене (поезд-пуля), но билет на него стоит заметно дороже, чем на Сапсан из Москвы в Санкт-Петербург. Точные цены не привожу, поскольку все будет зависеть от выбранного курорта. Пересадки достаточно комфортны, если у сумки или чемодана есть колесики. Везде на пересадочных узлах есть лифты, так что свою сумку по лестнице мне не пришлось носить ни разу.
Перелет на Дримлайнере Boeing 787-8 из Москвы комфортный, еда в полете вкусная, напитки носят каждые полчаса, выбор фильмов очень приличный, а джет-лаг, вопреки мрачным ожиданиям, напряг не слишком: я в первые пару ночей просыпался и не мог заснуть в течении часа двух. Возможно, свою роль сыграло то, что прямиком из аэропорта в Токио мы отправились в онсэн и отдали должное водичке, а в перелете не налегали на бесплатный алкоголь. После возвращения в первые дни в сон клонит ранним вечером, а утром просыпаешься рано без будильника. Терпимо, короче говоря.
Виза бесплатна, Консульство Японии дает ее на 15 дней в течении трех месяцев. Мое мнение (если оно кого-то интересует, конечно) лететь нужно дней на десять как минимум. Помимо катания, на каждом курорте и вокруг него есть масса интересных мест, да и Токио посмотреть хотя-бы одним глазком очень рекомендую.
После возвращения из Японии постоянно спрашивают: Но ведь там же проживание, еда, катание все очень дорого? Услужливый браузер легко выкатит предложение на проживание на любом из курортов от 4830 рублей на двоих за ночь (хостелы, естественно, еще дешевле) или 32 Евро на нос. Ведь жить можно не только в дорогих курортных отелях, но и в более дешевых вариантах размещения: традиционных рёканах, пансионах, гостевых домах минсюку и коттеджах. Еда в кафе от 250 до 1000 рублей на нос на раз (до 13 Евро), можно и дешевле. Лапша в номере еще дешевле. Ски-пасс на один регион на день — примерно 2800 — 3300 рублей (до 44 Евро). Итого 6 дней катания с проживанием и едой можно организовать примерно за 620 Евро, без учета дороги. Перелет Москва-Токио-Москва обойдется от 40000 рублей (± 500 Евро, местные перелеты бесплатно), в каникулы, конечно, дороже. Трансфер на автобусе из аэропорта, в зависимости от расстояния до курорта, будет стоить в пределах пяти тысяч рублей.
Информация:
О Японии: visitjapan.ru
Перелеты: ru.jal.co.jp
Справочник по всем курортам: skiresort.info
Фурано snowfurano.com (о. Хоккайдо);
Русуцу hokkaido-rusutsu.com/ru-ru (о. Хоккайдо);
Нисэко niseko.ne.jp/en (о. Хоккайдо);
Аппи Коген appi.co.jp (Север о. Хонсю).
За помощь в подготовке материала благодарю Владимира Кропинова (ski-pro.club) и Юлию Матвееву (trueski.ru).
Георгий Дубенецкий
Январь 2019