Тень, брошенная Востоком….

Театр теней прошел тысячелетний путь от марионеток до профессиональных актеров с неимоверной гибкостью. Его эволюция сравнима с трансформациями других видов искусств: художников сменили дизайнеры, литературных классиков – авторы бестселлеров… А дерганье кукол за нитки теперь выглядит комичным и скучным для интернет-пользователя…

А дерганье кукол за нитки теперь выглядит комичным и скучным для интернет-пользователя, к услугам которого тысячи эффектных постановок «театра теней» в соцсетях и видеохостингах. Что увидит он? С большой вероятностью – выступление на очередном ТВ-шоу, где настойчиво ищут свежие таланты. А вот и они – слаженная команда, орудующая за белой ширмой при затухшем освещении. В тандеме со светооператором они вызывают восторг у зрителей, демонстрируя сложнейшие сцены «легким движением руки» и других частей тела. Толпа рукоплещет, актеры упиваются успехом. А теперь вспомним предысторию того, что мы называем сейчас театром теней.

Родиной жанра можно считать Китай, где на кукольные спектакли ходили еще две тысячи лет назад. Бродячие труппы актеров неутомимо следовали из одной деревни в другую, неся все необходимое для представления на себе или везя на тележке. Обычно таких скитальцев было четверо: непосредственно кукловод, его помощник и два музыканта. Театр теней они устраивали на дому: труппу, скромно возвестившую о себе гонгом, приглашал в гости любой желающий. Получив крышу над головой и еду за показ, актеры разворачивали белое полотно и, подсвечивая его лампой, начинали спектакль, длившийся 15-30 минут.

Пиин си – китайский театр теней, где малейшая деталь имела значение. Так, простая кукла делалась из нескольких материалов, каждый из которых по-разному пропускал свет. В итоге фигурка, выполненная одновременно из ослиной и телячьей кожи, а также пергамента, добавляла тени на полотне новые тона. Силуэт персонажа был лишен четких контуров на экране – взору представало расплывчатое изображение, сочетающее как темный, так и светлый оттенок.

Хорошая труппа имела в своем репертуаре до 300 пьес, каждую из которых мог выбрать хозяин. Сюжеты брались из фольклора или китайской литературы, например, постановки «Седая девушка» и «Путешествие на Запад». Первая являет собой народную легенду о призраке беловолосой китаянки, расправлявшейся ночью со своими врагами. Второе произведение входит в число классических для Поднебесной.

Не менее интересен индонезийский театр теней ваянг пурво. Первое упоминание о нем можно найти в надписях царей с острова Ява, датированных IX-X веками. Главными действующими лицами в ваянге выступали кожаные куклы, отличающиеся от китайских тем, что всегда были развернуты в профиль и, соответственно, зритель мог видеть только один их глаз. Такие фигурки также имели подвижные, шарнирные руки, сгибающиеся в локтевом суставе в обе стороны.

Еще одной характерной чертой индонезийского театра теней было то, что зритель мог смотреть спектакль и с обратной стороны, находясь среди музыкантов и актера (даланга). В таком случае наблюдатель оценил бы различие кукол в цвете. Плохие персонажи имели красное лицо, благородные – белое, отважные – черное, трусливые – зеленое. Также уделялось значение мимике фигурки, по которой можно было определить ее характер. Управлялась кукла с помощью трости, прикрепленной к туловищу и голове, а также палочек, отвечающих за движение рук.

В репертуар ваянга входили как традиционные произведения древнеиндийского и местного эпоса, так и импровизация на знакомые мотивы или с участием классических героев. Даланг – наследственное и крайне нелегкое ремесло. Актер должен был помнить бесчисленное количество историй, знать наизусть литературные и, в совершенстве владеть древним яванским языком. Даланг сочетал в себе мастерство психолога, чувствующего настроения зрителей, музыканта, дирижирующего оркестром за спиной, и превосходного оратора, с которым ночное представление ваянга, длящееся от захода до рассвета, пройдет как один миг.

В Европу, а именно Италию, театр теней попал в XVIII веке транзитом через Турцию, где он тоже обрел самобытные формы. Восточное искусство распространялось далее, уже через 50 лет достигнув своего расцвета в Старом Свете. Правда, европейцы предпочли скучным куклам так называемый теневой театр, где действовали полноценные актеры, а на экране возникали их силуэты. Что получилось из этого, мы можем наблюдать сейчас. Азиатский же театр теней, лишенный коммерческой подоплеки, находится под угрозой исчезновения!

Фото phulme.files.wordpress.com, upload.wikimedia.org, 1.bp.blogspot.com, pbs.twimg.com